12 января по 30 января 2017 года в Доме Художника (по адресу: г. Пермь, ул. М. Горького, 27) открылась «Против неба – на земле…»

17/01/2017

 

Заслуженный художник Российской Федерации Лев Иванович Перевалов – известный на Урале художник, создавший целую школу учеников. Сейчас его выпускники работают в разных городах России, многие стали членами Союза художников, вышли на международную «арену». Здесь можно упомянуть

А. Мургина, С. Беляева, М. Каеткина, Т. Нечеухину, С. Путилова, С. Костылева,

Г. Истомина, А. и О. Швецовых. Все это оригинальные художники с яркими и разнообразными дарованиями, со своим собственным почерком. Видно, что мастер не стремился подавлять ученика и не укладывать его в «прокрустово ложе» собственных требований.

Сам юбиляр, уралец по происхождению, по духу и родовой памяти, многие свои работы посвящает Уралу, его истории и современности. Особенное внимание он уделяет Демидовым, основателям промышленной славы Урала. К исторической теме можно отнести и тему войны, задевшей и судьбу Перевалова – семья Льва Ивановича в 1943 году осталась «без кормильца», матери пришлось одной поднимать троих сыновей. Не случайно самый большой живописный цикл Перевалова посвящен войне, причем не батальным действиям, не событиям тыла, а «наследию» войны, отпечатавшейся в памяти поколений. В картине «У родового кедра», где родные и близкие Льва Ивановича объединены «древом жизни» такой силы и мощи, что кажется несомненной его вечная жизнь. Этот светлый образ, принесенный «крыльями памяти», действительно окрыляет и обнадеживает…

Исторический портрет занимает в творчестве Льва Ивановича немаловажное место. Историческая линия продолжается у Льва Ивановича в рубеж XIX-XX века. Он создает портреты таких знаменитых представителей русской культуры и искусства, как С. Дягилев, С. Есенин, Б. Пастернак. Появляются в творчестве Перевалова и композиционные портреты замечательных деятелей уральской культуры – мецената пароходчика Н. Мешкова, поэтов А. Решетова и

Ф. Вострикова, писателей В. Астафьева и А. Иванова, художников Т. Коваленко и В. Онькова, причем все эти портреты отличаются глубоким психологизмом и внутренним напряжением.

На выставке много пейзажей, овеянных теплой, лирической интонацией. Написанные в лучших традициях русского реализма, они передают свежесть индивидуального видения природы, особенность живописного почерка этого незаурядного мастера. Хороши пейзажные этюды, написанные матовой темперой, – легкие, пластичные, с неярким, но выразительным колоритом.

Особенно многолика графика Перевалова. Это и ранние контрастные линогравюры с резковатыми штрихами и четкими силуэтами. Это и прозрачные акварели, остающиеся в памяти как грезы-воспоминания. Это, наконец, изысканные рисунки карандашом, оставляющие впечатление хрупкой призрачной красоты. Удивляет не столько многообразие техник, сколько разнообразие состояний и чувств, передаваемых на белом листе кистью, карандашом и резцом.

Лев Иванович Перевалов появился в Перми в связи с открытием Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Директор С. И. Тарасов пригласил его заведовать кафедрой живописии композиции. Имея огромный преподавательский опыт в Нижнетагильском пединституте, профессор Л. И. Перевалов органично влился в новую вузовскую структуру. Прошло 25 лет. У Льва Ивановича появилось множество пермских выпускников – художников с яркими и разнообразными дарованиями. Творческая энергия мастера до сих пор «заряжает» его учеников, следующих главным заповедям учителя, который считает, что и  в учебе, и в творчестве должна выражаться преемственность, сохраняеться та человеческая память, которая сберегает Отечество.

О.М. Власова,
доктор искусствоведения,
профессор Уральского филиала
РАЖВиЗ Ильи Глазунова,
член Союза художников России,
заслуженный работник культуры
Российской Федерации

 

Наверх