Заслуженный художник Российской Федерации Лев Иванович Перевалов – известный на Урале художник, создавший целую школу учеников. Сейчас его выпускники работают в разных городах России, многие стали членами Союза художников, вышли на международную «арену». Здесь можно упомянуть
А. Мургина, С. Беляева, М. Каеткина, Т. Нечеухину, С. Путилова, С. Костылева,
Г. Истомина, А. и О. Швецовых. Все это оригинальные художники с яркими и разнообразными дарованиями, со своим собственным почерком. Видно, что мастер не стремился подавлять ученика и не укладывать его в «прокрустово ложе» собственных требований.
Сам юбиляр, уралец по происхождению, по духу и родовой памяти, многие свои работы посвящает Уралу, его истории и современности. Особенное внимание он уделяет Демидовым, основателям промышленной славы Урала. К исторической теме можно отнести и тему войны, задевшей и судьбу Перевалова – семья Льва Ивановича в 1943 году осталась «без кормильца», матери пришлось одной поднимать троих сыновей. Не случайно самый большой живописный цикл Перевалова посвящен войне, причем не батальным действиям, не событиям тыла, а «наследию» войны, отпечатавшейся в памяти поколений. В картине «У родового кедра», где родные и близкие Льва Ивановича объединены «древом жизни» такой силы и мощи, что кажется несомненной его вечная жизнь. Этот светлый образ, принесенный «крыльями памяти», действительно окрыляет и обнадеживает…
Исторический портрет занимает в творчестве Льва Ивановича немаловажное место. Историческая линия продолжается у Льва Ивановича в рубеж XIX-XX века. Он создает портреты таких знаменитых представителей русской культуры и искусства, как С. Дягилев, С. Есенин, Б. Пастернак. Появляются в творчестве Перевалова и композиционные портреты замечательных деятелей уральской культуры – мецената пароходчика Н. Мешкова, поэтов А. Решетова и
Ф. Вострикова, писателей В. Астафьева и А. Иванова, художников Т. Коваленко и В. Онькова, причем все эти портреты отличаются глубоким психологизмом и внутренним напряжением.
На выставке много пейзажей, овеянных теплой, лирической интонацией. Написанные в лучших традициях русского реализма, они передают свежесть индивидуального видения природы, особенность живописного почерка этого незаурядного мастера. Хороши пейзажные этюды, написанные матовой темперой, – легкие, пластичные, с неярким, но выразительным колоритом.
Особенно многолика графика Перевалова. Это и ранние контрастные линогравюры с резковатыми штрихами и четкими силуэтами. Это и прозрачные акварели, остающиеся в памяти как грезы-воспоминания. Это, наконец, изысканные рисунки карандашом, оставляющие впечатление хрупкой призрачной красоты. Удивляет не столько многообразие техник, сколько разнообразие состояний и чувств, передаваемых на белом листе кистью, карандашом и резцом.
Лев Иванович Перевалов появился в Перми в связи с открытием Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Директор С. И. Тарасов пригласил его заведовать кафедрой живописии композиции. Имея огромный преподавательский опыт в Нижнетагильском пединституте, профессор Л. И. Перевалов органично влился в новую вузовскую структуру. Прошло 25 лет. У Льва Ивановича появилось множество пермских выпускников – художников с яркими и разнообразными дарованиями. Творческая энергия мастера до сих пор «заряжает» его учеников, следующих главным заповедям учителя, который считает, что и в учебе, и в творчестве должна выражаться преемственность, сохраняеться та человеческая память, которая сберегает Отечество.