В библиотеке Уральского филиала на выставке представлены монографии, альбомы, статьи о творчестве Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967)  известной русской художницы, яркой участницы объединения «Мир искусства»

26/05/2017

В библиотеке Уральского филиала на выставке представлены монографии, альбомы, статьи о творчестве Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967) - известной русской художницы, яркой участницы объединения «Мир искусства», одной из первых женщин России, вошедших в историю отечественной и мировой живописи.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в родовом имении «Нескучное» в одной из наиболее прославленных в искусстве семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна в молодости была художником-графиком.

З.Е.Серебряковой выпала тяжелая судьба. Вскоре после революции она потеряла мужа, оставшись одна с четырьмя маленькими детьми. Необходимость заработка заставила Зинаиду Евгеньевну поехать во Францию, вернуться в Советскую Россию она уже не смогла и оказалась в разлуке с детьми, матерью… Но, несмотря на все беды и трагедии, она не утратила света души, который теперь льется с ее картин.

Произведения Зинаиды Евгеньевны восхищали и восхищают публику. Жанр автопортрета был излюбленным жанром художницы. Она навсегда сохранила привязанность к классической ясности и выразительной целостности образа. Ее ранние автопортреты, женственно-романтические или шаловливо-забавные («Девушка со свечой», «Автопортрет в шарфе»),  сменяются образами печальными, меланхолически-задумчивыми. В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, она создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы.

Ее крестьянский цикл явно отличается от всего того, что создали на эту тему современники: А.Архипов, К.Петров-Водкин, К.Юон, Н.Гончарова. У Зинаиды Серебряковой самые простые события жизни крестьян преобразовываются в грандиозные полотна, возвышавшие сцены труда («Жатва», «Беление холста»).

Известны и пейзажные циклы Серебряковой. Она обладала даром тонко чувствовать и с присущей ей изысканностью передавать в работах суть природы.

З.Е. Серебряковой посчастливилось дважды побывать в Марокко. Эти путешествия дали ей совершенно незнакомые ранее ощущения. В письме брату она писала, что ее впечатлило «все здесь до крайности – и все расы человеческие, перемешанные здесь, и костюмы самых различных цветов».

Приглашаем студентов и преподавателей в библиотеку для более подробного изучения биографии и творчества прославленной художницы.

Наверх